Энцефалограмма головного мозга (ЭЭГ) ребенку: что показывает и как делают процедуру

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Зачем проводится?
  3. Противопоказания
  4. Вред от обследования – правда и мифы
  5. Нужна ли подготовка?
  6. Как проходит обследование?
  7. Патологии по результатам ЭЭГ
  8. ЭЭГ при аутизме: делать или нет
  9. Показания к проведению энцефалографии
  10. Как врач оценивает состояние пациента?
  11. Виды и нормы ритмов
  12. Возможные нарушения на электроэнцефалограмме
  13. Сбои биоэлектрической активности
  14. Дополнительные параметры
  15. Исследования: «Отсутствие связей между отдельными участками мозга при аутизме»
  16. В каких случаях энцефалограмма помогает поставить диагноз?
  17. Как проводится процедура: основные этапы
  18. Результат диагностики
  19. Что показывает ЭЭГ
  20. Наиболее распространение диагнозы на основе ЭЭГ
  21. Бета-ритм
  22. Показания и противопоказания к назначению процедуры детям
  23. Как подготовить ребенка к процедуре ЭЭГ
  24. Как получить верные результаты?
  25. Когда отдают заключение?
  26. На что указывает эпилептиформная активность?
  27. О чем говорит альфа-ритм
  28. Оценка тета- и дельта-ритма
  29. Что показывает ЭЭГ?
  30. Цели ЭЭГ-диагностики
  31. Частые нарушения и возможные диагнозы
  32. Расшифровка результатов
  33. Альфа-ритм: о чем он говорит?
  34. О чем говорит бета-ритм?
  35. Дельта- и тета-ритмы

Что это такое?

Этот способ диагностики основан на фиксации электрических активных импульсов мозга в установленный промежуток времени. Этот диагностический метод направлен на установление функциональных возможностей мозга. Если новообразования или кисту в большей степени помогает диагностировать УЗИ головного мозга, МРТ или КТ, то задача электроэнцефалографического обследования другая – разобраться, как работает мозг, все ли его отделы в порядке, есть ли между ними необходимая согласованность, как ребенок реагирует на разные внешние раздражители.

Для регистрации тончайших электрических импульсов, которые производит кора мозга, используется специальный сложный прибор – энцефалограф. Он сообщается со шлемом или шапочкой на голове маленького пациента посредством тонких электродов. Импульсы по ним от головы ребенка поступают к прибору и регистрируются в форме графиков на бумажную ленту либо в программу компьютера.


Обследование не доставляет неприятных ощущений, боли. Метод позволяет устанавливать степень поражения мозга в части утраты его нормального функционирования после травм, в результате гипоксии и психических заболеваний. В детском возрасте широко распространен ночной детский мониторинг электрической активности мозга.

Зачем проводится?

В отличие от нейросонографии в возрасте 1 месяца, ЭЭГ не относится к обязательным обследованиям. Процедура рекомендуется ребенку в том случае, если у врача есть какие-либо основания предполагать у пациента нарушение мозговой деятельности. Получить назначение на диагностическую процедуру родители могут в следующих ситуациях:

  • у ребенка часто и сильно болит голова, случаются эпизоды головокружения;
  • малыш терял сознание без видимых причин;
  • у ребенка было более одного эпизода судорог;
  • произошло падение, ушиб, удар головой;
  • у ребенка подозревают ДЦП или доктору нужно увидеть эффект от лечения при разных формах параличей;
  • у малыша нарушены рефлексы;
  • ребенок с трудом засыпает или, наоборот, слишком много и подолгу спит;
  • у малыша подозревают психическое заболевание;
  • ребенку показано полное обследование перед операцией на головном мозге;
  • у ребенка выраженная задержка развития речи, психики и эмоциональной сферы.



Грудным детям, которые еще не имеют никаких жалоб, проведение электроэнцефалографии рекомендуется в случае расстройств сна, ничем необъяснимого частого и продолжительного или монотонного плача, обильных срыгиваний. Для начала обычно делают нейросонографию, и если она не показывает структурных нарушений, проводят ЭЭГ.

Противопоказания

Каких-либо особых противопоказаний для проведения электроэнцефалограммы мозга не существует. Диагностика может применяться для детей абсолютно всех возрастных категорий. Но временно от процедуры придется отказаться в том случае, если на голове ребенка имеются ожоги, раны, послеоперационные свежие швы.

При сильном насморке, при котором затруднено или вообще невозможно носовое дыхание, а также при сильном и частом кашле также не рекомендуется делать энцефалограмму, поскольку активность некоторых центров головного мозга при кашле будет напоминать патологическую, а при насморке мозг будет испытывать легкое состояние кислородного голодания.

Для малышей нежелательно проводить ЭЭГ в состоянии бодрствования, поскольку они могут беспокоиться и плакать, что естественным образом отразится на электрической импульсной активности коры головного мозга. Но это не противопоказание в полном смысле слова, а рекомендация.

Вред от обследования – правда и мифы

О том, вредно ли обследование, идут жаркие споры на тематических форумах в Интернете. Родители опасаются электромагнитных излучений. Волнения совершенно беспочвенны – прибор не воздействует на ребенка никаким излучением, он лишь выступает в качестве приемника, который улавливает и фиксирует электроимпульсы мозга. Таким образом, процедура ЭЭГ считается полностью безопасной, не имеющей каких-либо ограничений. Даже если ребенок маленький, даже если ему рекомендовано сделать ЭЭГ несколько раз, никакого вреда от диагностики не будет.

Правда, порой для маленьких детей приходится применить определенные седативные препараты, которые помогут малышу успокоиться и уснуть перед диагностикой. Вот они могут быть вредными, но только в том случае, если врач неправильно рассчитает дозировку или даст ребенку определенный препарат без учета индивидуальной непереносимости его компонентов. Но на практике такого обычно не случается.

Нужна ли подготовка?

Перед прохождением обследования на электроэнцефалографе проверьте чистоту волос ребенка, они должны быть чистыми, кожа головы не должны быть сальной или загрязненной. Если у вас грудной ребенок, то постарайтесь выдержать для крохи довольно длительный период без сна, а за 15 минут до обследования плотно накормите ребенка. Так шансы на то, что он безмятежно и крепко заснет, будут выше. Кормить лучше уже в медицинском учреждении, поэтому возьмите с собой бутылочку молочной смеси или сцеженного грудного молока.

Если ребенок уже старше полутора лет, его следует подготовить к предстоящей процедуре психологически. Расскажите о том, что его ждет и обязательно объясните, что ребенку нужно будет слушаться доктора и выполнять его команды. А потому лучше представить ЭЭГ в виде веселой игры. Порепетируйте дома – оденьте ребенку на голову шапочку и просите его поморгать, усиленно глубоко подышать, сжимать и разжимать кулачки. Все эти действия может попросить его сделать и доктор, ребенок должен быть к этому готов.

Важно не отменять лекарств, которые принимает ребенок по поводу того или иного заболевания. В отмене перед обследованием нет никакой необходимости, достаточно рассказать доктору о том, какие именно препараты принимаются и в каком количестве.

Перед тем как зайти в диагностический кабинет, снимите и спрячьте головной убор малыша. Если у вас дочка – снимите резиночки, заколки и ободок, а также серьги из мочек ушей. Если ребенок носит очки, снимать их не нужно.

Как проходит обследование?

Помещение, в котором делают энцефалограмму, имеет свои особенности – это маленькая комната, в которой довольно темно и есть надежная звукоизоляция. В ней имеется медицинская кушетка и столик для малышей грудного возраста.

На голову ребенку перед обследованием надевают специальную шапочку, именуемую в народе «шлемом». Она может быть выполнена из ткани или тонкой резины, электроды в ней могут быть уже закрепленными или прикрепляться лаборантом на месте.

Сами электроды слегка смачивают физраствором или гелем, чтобы исключить отхождение отдельных из них от кожи головы. На мочках ушей ребенка крепятся небольшие клипсы, не проводящие электроток. Оборудование заземляют.

Ребенку нужно постараться сохранять спокойствие на протяжении 20 минут обследования. Объем тестов, которые будут предложены маленькому пациенту, зависит от его возраста. Чем старше чадо, тем больше к нему будет обращено просьб от доктора.


Для начала ничего делать не надо – аппаратура должна зарегистрировать фоновую кривую, которая свойственная ребенку в спокойном состоянии. Потом врач фиксирует реакции коры головного мозга на переход от покоя к активности – ребенка просят поморгать (малыше не просят). Для детей более старшего возраста используют тест с гипервентиляцией – при нем будут фиксировать импульсы мозга при интенсивных глубоких вдохах и выдохах по команде доктора.

Тест с фотостимуляцией подразумевает реакции мозга на включение и выключение в определенном темпе специальной лампочки, которую разместят перед закрытыми глазами ребенка. Тесты на сжимание и разжимание кулачков обычно проводят детям среднего школьного возраста и подросткам.

Патологии по результатам ЭЭГ

Расшифровка результатов довольно сложна, ею занимаются специалисты, поскольку непосвященный человек просто ничего не поймет в нагромождении кривых линий, которые и будут являться полученной энцефалограммой. Значение имеют четыре типа ритмов – альфа, бета, дельта и тета. Именно их частота, особенности, пики и провалы и будут создавать для специалиста картину процессов, происходящих в головном мозге ребенка.

Полученные результаты обязательно будут сопровождаться комментариями врача, производившего расшифровку. Разное сочетание и интенсивность электрических ритмов может говорить о наличии у ребенка кист, нарушении кровообращения головного мозга, об эпилептической активности с приступами или без таковых. Косвенно результаты могут указывать на образование опухолей, а также на психические отклонения по тому или иному типу поражения ЦНС. Даже состояние стресса или недосып у ребенка ЭЭГ показывает с максимальной точностью.

Энцефалограмма отражает гипоксию мозга, посттравматические изменения, врожденные или приобретенные аномалии в работе мозга. Диагноз на основании только ЭЭГ не ставят, для уточнения обнаруженных тревожных маркеров применяют другие диагностические методы – МРТ, компьютерную томографию, рентгенографическое исследование костей черепа.

ЭЭГ при аутизме: делать или нет

Детям с аутизмом обычно назначают невропатологи ЭЭГ по следующим причинам:

  • в качестве помощи при диагностике эпилепсии, сопровождающейся судорогами ( в раннем детстве и подростковом возрасте);
  • для проверки проблем с деменцией;
  • при изучении нарушений сна;
  • для наблюдения за активностью мозга в период сна или бодрствования.

Исследования показывают, что эпилепсия чаще всего связана с аутизмом.

Показания к проведению энцефалографии

Когда после очередного посещения врача невропатолог назначает ЭЭГ головного мозга ребенку, то родители сразу начинают думать, что с их малышом что-то не то. Но каждая мамочка должна понимать, что такое исследование не обязательно назначается малышам с неврологическими отклонениями. На ЭЭГ могут отправить и вполне здорового ребенка, чтобы оценить работу мозга. Назначить процедуру может даже терапевт, но неврологи чаще всего предписывают ее при следующих состояниях, причем делается это в обязательном порядке:

  1. Частые судороги и припадки.
  2. Если ребенок получил травму головы.
  3. При наличии новообразования в головном мозге.
  4. Малыш страдает частыми головными болями, может быть потеря сознания.
  5. При нарушениях сна, в том числе лунатизме.
  6. Ребенок часто бывает вспыльчив и раздражителен.
  7. Ребенок часто плачет без всякой причины.
  8. Наблюдаются скачки артериального давления.
  9. ЭЭГ ребенку назначается, если он описывает странные ощущения и переживает необычные эмоции.
Читайте также:  Креатинин: нормы в крови, повышен, понижен - причины

Но и при отсутствии серьезных патологий и отклонений могут быть странности в поведении малыша, его развитии, в таких случаях врач чаще всего также назначает энцефалографию. Она поможет выявить причины отставания в развитии, гиперактивности или плохой памяти и внимания.

ЭЭГ головного мозга что показывает у детей

Врач-невропатолог в обязательном порядке назначает ЭЭГ-мониторинг детям (процедуру с определенной периодичностью), если имеются следующие состояния и патологии:

  • Эпилепсия, чтобы оценить степень повреждения мозговых структур.
  • Лунатизм и другие нарушения сна.
  • Реабилитационный период после оперативного вмешательства в области мозга.
  • При наличии воспалительных заболеваний мозга, например менингита, менингоэнцефалита.
  • Патологии перинатального периода, например гидроцефалия у новорожденных.
  • Наличие ДЦП.
  • Аутизм также является показанием к проведению ЭЭГ.
  • Задержка психического и физического развития.
  • Энурез и заикание.

Как видно из перечисленного, ЭЭГ детям назначается при многих проблемах, которые прямо или косвенно связаны с работой нервной системы.

Как врач оценивает состояние пациента?

Для того чтобы точно определить состояние головного мозга, врачи проводят описание. Фиксируются показатели базального ритма, активность работы спайки головного мозга, а также анализ выявленных изменений после тестирования.

Негативные показатели:

  • если у ребенка барьерный симметрий, непосредственно в области полушария, более чем 30%;
  • при обнаружении синусового ритма волны;
  • отклонением также считают аркообразный ритм.

Помимо этого, если общий ритм превышает 50% — тоже отклонение.

Отметим, при травме на снимке обнаруживается бета-волна, она, как правило, имеет высокую амплитуду колебания. Если колебания менее чем 50 микровольт, то это означает, что у ребенка было сотрясение.

Виды и нормы ритмов

Для расшифровки результатов особое значение имеют ритмы. Их всего четыре:

  • альфа;
  • бета:
  • дельта;
  • тета.

Каждый из этих ритмов имеет свои нормы и возможные колебания нормативных значений. Чтобы родители лучше ориентировались в полученной на руки энцефалограмме головного мозга, постараемся максимально просто рассказать о сложном.

Альфа-ритмом называют базовый, фоновый ритм, который регистрируется в состоянии покоя и отдыха. Наличие такого вида ритма свойственно всем здоровым людям. Если его нет, говорят об асимметричности полушарий, что легко диагностируется при помощи УЗИ или МРТ. Этот ритм доминирует тогда, когда ребенок находится в темноте, в тишине. Если в этот момент включить раздражитель, подать свет, звук, альфа-ритм может уменьшиться или исчезнуть. В состоянии покоя он снова возвращается. Таковы нормальные значения. При эпилепсии, к примеру, на ЭЭГ могут регистрироваться спонтанные эпизоды всплеска альфа-ритма.

Если в заключении указывается частота альфа 8-14 Гц (25-95 мкВ), можно не волноваться: ребенок здоров. Отклонения альфа-ритма могут наблюдаться в том случае, если они фиксируются в лобной доле, если есть существенный частотный разброс. Слишком высокая частота, превышающая 14 Гц, может быть признаком сосудистых нарушений в головном мозге, перенесенных травм черепа и мозга. Заниженные показатели могут говорить об отставании в психическом развитии. Если у малыша слабоумие, ритм может не регистрироваться вообще.

Ритм бета регистрируется и меняется в периоды активности мозга. У здорового малыша в заключении будут указаны значения амплитуды 2-5 мкВ, фиксироваться такой тип волн будет в лобной доле головного мозга. Если значения выше нормы, доктор может заподозрить сотрясение или ушиб головного мозга, а при патологическом снижении — воспалительный процесс мозговых оболочек или тканей, например, менингит или энцефалит. Бета-волны в амплитуде 40-50 мкВ в детском возрасте могут говорить о заметном отставании в развитии ребенка.

Ритм типа дельта дает о себе знать в период глубокого сна, а также у пациентов, которые находятся в коме. Обнаружение такого ритма в период бодрствования может говорить о факте развития опухоли.

Тета-ритм также свойственен спящим людям. Если он выявляется в амплитуде свыше 45 мкВ в разных долях мозга, речь идет о серьезных нарушениях работы центральной нервной системы. В определенных вариантах такой ритм может быть у малышей до 8 лет, но у детей более старшего возраста он зачастую является признаком неразвитости, слабоумия. Синхронное повышение дельты и теты могут говорить о нарушении мозгового кровообращения.

Все типы волн ложатся в основу фиксации биоэлектрической активности мозга. Если указывается, что БЭА ритмичная, то причин для волнений нет. Относительно ритмичная БЭА говорит о наличии частых головных болей.

Диффузная активность не говорит о патологии, если нет иных отклонений. А вот при депрессивных состояниях у ребенка может обнаружиться сниженная БЭА.

Возможные нарушения на электроэнцефалограмме

Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.

Показатели электроэнцефалограммы для альфа-ритмичности и предварительные диагнозы

Атипии Выводы
отсутствие стабильности, увеличение частотытравмы, сотрясения, ушибы головного мозга
отсутствие на ЭЭГдеменция или умственная отсталость (слабоумие)
повышенная амплитудность и синхронизация, нехарактерное смещение области активности, ослабленная реакция на энергичность, усиленная ответная реакция на гиперветиляционное тестированиезадержка психомоторного развития ребенка
нормальная синхронность при замедлении частотызамедленные психастенические реакции (тормозная психопатия)
укороченная реакция активации, усиление синхронности ритманервно-психическое расстройство (неврастения)
эпилептическая активность, отсутствие или существенное ослабление ритма и реакций активацииистерический невроз

Параметры бетта-ритмичности

АтипииВыводы
взаимное проникновение β-волн с амплитудой 50 мкВсотрясение мозга
чрезмерная активностьнервозность, депрессивное состояние, повышенная тревожность
взрывная или вспышечная активностьэнцефалит
частота до 18 Гц на фоне амплитуды свыше 30 мкВЗПР (задержка психомоторики развития)
превалирование β-ритмичности во всех отделах головного мозганевроз навязчивых состояний по второму типу

Параметры δ- и τ-ритмичности

АтипииВыводы
сильно завышенная амплитуданаличие новообразования
синхронные перманентные δ- и τ-волны на фоне завышенного показателя амплитудыдеменция (приобретенное слабоумие)
превалирование и активность обоих ритмов в затылочной части с их увеличением при тест-вентиляцииЗПР
подавление τ-волнами остальных в передних мозговых отделахпсихопатия по возбудимому типу
резкие усиления обоих ритмов (пароксизм)невроз по истерическому типу
высокочастотные ритмыраздражение мозговых центров ирритации

Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α. В пубертатный период активность альфа-ритмов превалирует. Окончательное формирование совокупности волновых параметров или БЭА завершается к совершеннолетию.

Сбои биоэлектрической активности

Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.

Депрессия у ребенка
Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния

Дополнительные параметры

При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения. Очаговая анормальная активность ритмов является признаком предрасположенности к эпилепсии и судорожному синдрому. Несоответствие нейрофизиологической зрелости возрасту ребенка говорит о задержке развития.

Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания. У детей с такими проявлениями необходимо строго контролировать спортивные и иные физические нагрузки. Медленный альфа-ритм может быть причиной повышенного мышечного тонуса.

Исследования: «Отсутствие связей между отдельными участками мозга при аутизме»

Ученые в ходе многочисленных исследований с применением электроэнцефалограммы сделали вывод, что у детей с диагностированным РАС наблюдается увеличенная активность в отдельных участках головного мозга, и уменьшенная – между отдаленными.

Данные исследования позволяют понять весь спектр проблем и преимуществ людей с РАС. Поведенческие, речевые и психоэмоциональные навыки требуют наличия слаженной нейронной связи между определенными участками мозга. Отсутствующая нейронная связь или связь со сниженной активностью как раз и объясняет наличие нарушений развития у людей с аутизмом.

При этом некоторые люди с РАС могут достигнуть невероятных высот в определенной сфере – это объясняется повышенной нейронной активностью в отдельных мозговых участках.

Ученые уверяют, что их открытие позволит исправлять некоторые симптомы аутизма на ранних сроках, стимулируя нейронную связь в головном мозге.

Статья в тему: Протокол Немечека аутизм — научная медицинская программма

В каких случаях энцефалограмма помогает поставить диагноз?

  • опухоли неизвестного происхождения;
  • черепно-мозговая травма;
  • воспалительные процессы коры и вещества мозга, причиной которых является инфекционное заражение;
  • врожденная гидроцефалия, характеризующаяся скоплением большого количества ликвора в полостях мозга;
  • последствия внутриутробных и родовых травм;
  • эпилептические приступы;
  • кровоизлияние, возникшее вследствие повреждения целостности сосудов под воздействием повышенного артериального давления, травмы или закупорки;
  • детский церебральный паралич, причиной которого обычно являются внутриутробные патологии;
  • неврологические нарушения, проявляющиеся в период сна, такие как сомнамбулизм, лунатизм.
Читайте также:  Мочевая кислота в крови: что это, норма, риски, лечение

При регистрации эпилептиформной активности у ребенка ЭЭГ проводится регулярно. Также повторные исследования могут назначаться с целью анализа эффективности лечения.

Как проводится процедура: основные этапы

Процедуру ЭЭГ делают в несколько этапов, о которых и родителям, и маленькому пациенту нужно узнать заранее, чтобы правильно подготовиться. Начнем с того, что кабинет для проведения электроэнцефалографии совсем не похож на обычный медицинский кабинет. Это звукоизолированное и затемненное помещение. Сама комната обычно имеет небольшие размеры.

В ней установлена кушетка, на которой предложат разместиться ребенку. Грудничка размещают на пеленальном столике, который также имеется в кабинете.

На голову предлагается надеть специальный «шлем» – тканевая или резиновая шапочка с закрепленными электродами. На некоторые шапочки доктор устанавливает необходимые электроды в требуемом количестве вручную. С электроэнцефалографом электроды соединяются посредством мягких тонких трубочек-проводников.

Электроды смачивают физраствором или специальным гелем. Это необходимо для лучшего прилегания электрода к голове малыша, чтобы не образовывалось воздушного пространства между кожей и принимающим сигналы датчиком. Оборудование в обязательном порядке заземляется. На уши ребенка в районе мочек крепят клипсы, не проводящие ток.

Продолжительность исследования в среднем составляет 15-20 минут. Все это время ребенок должен быть максимально спокоен.

Грудничков рекомендуют взять на руки — место на кушетке в этом случае занимает мама. Ребенок более старшего возраста располагается на кушетке полусидя.

Какие тесты предстоят, зависит от возраста маленького пациента. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задания. Стандартная рутинная процедура подразумевает несколько вариантов фиксации электрических потенциалов.

  • Сначала записывают фоновую кривую — эта линия на полученном графике будет отображать импульсы нейронов головного мозга в состоянии покоя.

  • Затем проверяют реакцию головного мозга на переход от отдыха к активности и рабочей готовности. Для этого ребенка просят открыть и закрывать глаза в разном темпе, который задает врач своими командами.

  • Третий этап — проверка работы головного мозга в состоянии так называемой гипервентиляции. Для этого ребенка просят делать глубокие вдохи и выдохи с заданной доктором частотой. По команде «вдох» делается вдох, по команде «выдох» ребенок выдыхает. Этот этап позволяет выявить признаки эпилепсии, новообразований, которые привели к нарушениям функциональных возможностей мозга.

  • Четвертый этап подразумевает применение фотостимуляции. Потенциалы продолжают регистрироваться, но доктор включает и выключает специальную лампочку с определенной частотой перед закрытыми глазами пациента. Такой тест позволяет установить некоторые особенности как психического, так и речевого развития, а также склонность к эпилепсии и судорожным синдромам.
  • Дополнительные этапы применяются в основном для детей более старшего возраста. Они включают в себя различные команды врача — от сжимания и разжимания пальцев рук в кулаки до ответа на вопросы психологических тестов, если ребенок находится в таком возрасте, в котором ответы и понимание в принципе возможны.


Родители могут не переживать — больше, чем ребенок может и умеет, от него не потребуют. Если он с чем-то не справится, ему просто дадут другое задание.

Результат диагностики

Расшифровка показателей фиксируется в документе, представлена в виде кривых линий. Эти кривые линии как раз и показывают активность нейронов головного мозга.

В платных клиниках результат фиксируется при помощи компьютера, тем самым существенно упрощается весь анализ диагностической процедуры.

Каждый родитель должен понимать, что результат обследования не имеет возрастных норм, ведь активность импульсов у каждого малыша индивидуальны.

Теперь возникает второй вопрос. Как же тогда врачи определяют, есть ли патология или нет? Дело в том, что результат диагностики назначается в комплексном обследовании и дает общую картину. Поэтому врачи сопоставляют все данные малыша: анамнез, жалобы родителей, лабораторное обследование и результат ЭЭГ. При необходимости требуется заключительный эпикриз от иных специалистов.


Результат диагностики

Что показывает ЭЭГ

  1. Альфа-ритм: такой показатель обозначает нормальное состояние. Если на мониторе отмечается нарушенная амплитуда, то это свидетельствует об: опухоли, травме или кровоизлиянии. Если данные проблемы отсутствуют, но в документе зафиксирован показатель «Альфа-ритм», это указывает на задержку развития.
  2. Бета-ритм – фиксируется в области лба. Если на мониторе отображается перемещение ритма в иные отделы, это означает, что у вашего малыша наблюдается задержка развития, а именно умственная.
  3. Тета-ритм, второе название показателя дельта-ритм. Обнаружить данные тета-ритма можно в период сна малыша. Если показатели оказываются разрозненными, то это означает, что ребенок склонен к неврозам и психозом. При обнаружении острой волны и вспышки, это говорит о признаках эпилепсии.

Все показатели расшифровывает лечащий врач. После постановки диагноза, назначается комплексная терапия, при необходимости дополнительные терапевтические курсы.


ЭЭГ

Наиболее распространение диагнозы на основе ЭЭГ

К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:

  • Опухоль головного мозга различной этиологии (происхождения). Причина патологии остается неясной.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Одновременное воспаление оболочек мозга и мозгового вещества (менингоэнцефалит). Причиной, чаще всего, является инфекция.
  • Анормальное скопление жидкости в структурах головного мозга (гидроцефалия или водянка). Патология имеет врожденный характер. Скорее всего, в перинатальный период женщина не проходила обязательные скрининги. Либо аномалия развилась вследствие травмы, полученной младенцем во время родоразрешения.
  • Хроническое психоневрологическое заболевание с характерными судорожными приступами (эпилепсия). Провоцирующими факторами являются: наследственность, травма при родах, запущенные инфекции, асоциальное поведение женщины во время вынашивания малыша (наркомания, алкоголизм).
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга, вследствие разрыва сосудов. Может быть спровоцировано повышенным давлением, травмами головы, закупоркой сосудов холестериновыми наростами (бляшками).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие заболевания начинается во внутриутробном периоде под воздействием неблагоприятных факторов (кислородное голодание, внутриутробные инфекции, воздействие алкогольных или фармакологических токсинов) или травмой головы при родоразрешении.
  • Неосознанные передвижения во время сна (лунатизм, сомнамбулизм). Точного объяснения причины не существует. Предположительно, это могут быть генетические отклонения или влияние неблагоприятных природных факторов (если ребенок находился в экологически опасной зоне).

Эпилепсия
При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно

Бета-ритм

Если сделать ЭЭГ ребенку, полностью здоровому, то этот ритм фиксируется только в лобных долях. Если происходит смещение в центральные отделы головного мозга, то это может свидетельствовать о задержке в умственном развитии.

Если диагностированы изменение частоты или амплитуды, то это может говорить о сотрясении мозга или воспалительных процессах в тканях.

Показания и противопоказания к назначению процедуры детям

Исследование ЭЭГ головного мозга ребенку могут назначить в следующих случаях:

  • повторяющиеся эпизоды потери сознания;
  • судорожные явления неопределенной этиологии;
  • травмы черепно-мозговых оболочек и осложнения после них;
  • опухоли и иные новообразования в головном мозге;
  • диффузные поражения тканей мозга;
  • анализ развития детей в течение первых 12 месяцев жизни;
  • приступы боли в области головы и головокружения;
  • нарушения сна, особенно явления лунатизма (см. также: симптомы и лечение лунатизма у детей);
  • психоэмоциональная нестабильность;
  • постоянный плач малыша, не имеющий явных причин;
  • нестабильность артериального давления;
  • реабилитация после нейрохирургического вмешательства;
  • отклонения в развитии плода в перинатальном периоде;
  • патологии новорожденных малышей;
  • воспаление мозговых оболочек;
  • подозрение на аутизм;
  • церебральный паралич;
  • отставание в развитии по неустановленным причинам;
  • эпилептические приступы (в целях уточнения степени повреждений мозга, оценки результатов лечения);
  • симптомы ВСД;
  • нарушения речи, ее отсутствие.


Если невропатолог направил малыша на энцефалографию, родители должны как можно быстрее отвести его на это обследование. ЭЭГ у детей подтверждает или опровергает наличие очагов патологии в мозговых структурах, а также показывает место их локализации. При помощи записи БЭА мозга определяется степень развития заболевания и действенность выбранных методов лечения.

У данного метода исследования нет абсолютных противопоказаний, он может применяться в любом возрасте. Если малыш страдает психическим заболеванием, то врач перед процедурой использует анестезию.


Правильно провести исследование и расшифровать данные может врач-нейрофизиолог. Неверное заключение по результатам ЭЭГ может стать причиной ошибки в постановке диагноза, поэтому назначенное лечение может не дать нужного эффекта или даже ухудшить состояние ребенка.

Как подготовить ребенка к процедуре ЭЭГ

Перед тем как отправиться на процедуру энцефалографии, следует ребенка подготовить. Для этого необходимо соблюсти некоторые правила и рекомендации:

  1. Так как на голову малыша будут устанавливаться датчики, то перед процедурой необходимо вымыть волосы.
  2. Если процедура будет делаться совсем маленькому ребенку, скажем, грудничку, то перед этим его необходимо покормить, чтобы он был спокоен.
  3. Так как младенцам ЭЭГ делают во время сна, то необходимо учесть заранее его график сна и бодрствования.
  4. Если ребенку уже больше года, то энцефалографию делают в период бодрствования, поэтому важно, чтобы малыш был спокоен и выполнял все указания доктора.
  5. Чтобы ребенок вел себя увереннее, можно взять с собой его любимую игрушку.
  6. Если процедура проводится девочке, то с головы необходимо снять все заколки, украшения и распустить волосы.
  7. Если осуществляется терапия медикаментозными средствами, то перед процедурой не стоит ее прекращать, надо просто сказать об этом специалисту.
  8. С маленькими детьми дома можно потренироваться надевать шапочку, включив это в повседневные игры.

Важна также психологическая подготовка ребенка, поэтому психологи рекомендуют:

  • Поговорить с малышом и будущую процедуру описать как увлекательную игру.
  • Можно с собой в поликлинику взять любимую книжку, чтобы чтением отвлечь кроху от процесса.
  • Обязательно соотнести привычный режим дня ребенка с проведением процедуры. Грудничка покормить, а ребенок постарше должен находиться в состоянии бодрствования.
  • Можно отрепетировать в домашней обстановке некоторые команды доктора: открывание и закрывание глаз, дыхание в различном темпе.

Если родители отнесутся к предварительной подготовке малыша к такой процедуре ответственно, то все пройдет быстро и гладко.

Как получить верные результаты?

ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:

  • Внимательно осмотреть голову ребенка. При наличии незначительных царапин, ранок, расчесов сообщить об этом врачу. Электроды не крепятся на участки с поврежденным эпидермисом (кожей).
  • Накормить ребенка. Исследование проводится на сытый желудок, чтобы не смазать показатели. (Из меню нужно исключить сладости, содержащие шоколад, который возбуждает нервную систему). Что касается грудных детей, кормить их необходимо непосредственно перед процедурой в медицинском учреждении. В таком случае малыш спокойно заснет и исследование проведут во время сна.

ЭЭГ ребенку
Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна

Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).

Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.

Когда отдают заключение?

Получить заключение на руки с описанием результатов родители могут примерно через сутки. В некоторых случаях время может быть увеличено — это зависит от занятости врача и очередности в конкретном медицинском учреждении.

На что указывает эпилептиформная активность?

Если в заключении стоит столь сложный для понимания термин, это означает, что в электроэнцефалограмме преобладают острые пики, которые существенно отличаются от фонового ритма, который регистрируется в положении покоя. Чаще всего такой вид имеют результаты у ребенка с эпилепсией. Но наличие острых пиков и ЭФА в заключении не всегда признак эпилепсии. Иногда речь идет об эпиактивности без приступов, а потому родители могут немало удивиться, ведь судорог и припадков у ребенка могло ни разу не происходить.

Врачи склонны полагать, что ЭЭГ отражает паттерны, которые проявляются даже в том случае, если у ребенка просто есть генетическая предрасположенность к эпилепсии. Обнаружение эпилептиформной активности не означает, что ребенку обязательно установят соответствующий диагноз. Но на необходимость повторного исследования этот факт обязательно указывает. Диагноз может не подтвердиться, а может и получить подтверждение.

Дети с эпилепсией требуют особого подхода, соответствующего и своевременного лечения у невролога, а потому игнорировать появление ЭФА в заключении не стоит.

О чем говорит альфа-ритм

Если специалист отмечает нарушение альфа-ритма, то это может свидетельствовать о наличии новообразования в мозге, травмы или кровоизлияния. У ребенка это может говорить о задержке развития, особенно при наличии:

  • Чрезмерной амплитуды и синхронности.
  • Смещения центра активности из теменной и затылочной зон.
  • Бурной активности во время глубокого дыхания.

Оценка тета- и дельта-ритма

Эти два ритма можно зафиксировать у здорового малыша только во время сна. Наличие их в энцефалограмме может говорить о слабоумии ребенка, склонности к психозу или неврозу.

Вспышки и острые волны чаще всего регистрируются при эпилептиформной активности и подтверждают диагноз “эпилепсия”. Только ЭЭГ можно использовать для подтверждения данного диагноза.

Все остальные показатели, которые отражены в описании к кривой, может проанализировать и прокомментировать только грамотный специалист. И только после постановки точного диагноза может назначаться необходимое лечение.

нормы ээг у детей

Что показывает ЭЭГ?

Электроэнцефалограмма измеряет электричество, которое производит мозг; тест НЕ измеряет мысли или чувства, и он не посылает никакого электричества в ваш мозг. Например, если у вас эпилепсия, тест может показать, откуда происходит ненормальная активность в мозгу, и может помочь отличить генерализованные или очаговые судороги.

Цели ЭЭГ-диагностики

Это исследование помогает врачу оценить:

  1. Характер нарушений работы мозга и степень их выраженности.
  2. Расположение поврежденного участка мозга.
  3. Смену периодов сна и бодрствования.
  4. Эффективность лечения.

В зависимости от того, что показывает ЭЭГ у ребенка, врач может прийти к выводу о необходимости проведения других процедур и исследований. Например, может понадобиться компьютерная томография.

ЭЭГ мониторинг детям

Частые нарушения и возможные диагнозы

На основании одной только ЭЭГ ставить диагнозы ребенку никто не станет. Данные исследования могут потребовать подтверждения или опровержения при помощи других методов, в том числе МРТ, КТ, УЗИ. Результаты электроэнцефалографии лишь могут предположить наличие у ребенка порэнцефалической кисты, эпилептической активности без приступов, пароксизмальной активности, опухолей, психических отклонений.

Рассмотрим, что могут иметь в виду доктора, указывая определенные патологии в заключении ЭЭГ.

  • Если указано, что обнаружена дисфункция средних отделов мозга, стоит предположить, что у ребенка просто был стресс, что он не выспался, часто нервничает, а потому ему будет достаточно занятий с психологом, создания благоприятной обстановки в семье, уменьшения психологической нагрузки и легких седативных препаратов растительного происхождения. Заболеванием это не считается.
  • Если в электроэнцефалограмме будет написано, что обнаружена межполушарная асимметрия, это не всегда является признаком патологии в детском возрасте. Ребенку будет рекомендовано динамическое наблюдение у невролога.
  • Диффузные изменения альфа-ритма в заключении также могут быть вариантом нормы. Ребенку назначают дополнительные исследования.
  • Более опасно обнаружение очага патологической активности, которое в большинстве случаев свидетельствует о развитии эпилепсии или повышенной склонности к судорогам.
  • Формулировка «ирритация мозговых структур» говорит о нарушении кровообращения мозга, о наличии травматических поражений после ударов, падений, а также о высоком внутричерепном давлении.
  • Обнаружение пароксизмов может быть признаком эпилепсии в начальной стадии, но это далеко не всегда так. Чаще обнаружение пароксизмов говорит о склонности, возможно, наследственной, к эпилептическим припадкам. Повышенный тонус синхронизирующих структур патологией вообще считать нельзя. Но по сложившейся практике ребенка все равно направляют наблюдаться к неврологу.

Наличие активных разрядов является тревожным признаком. Ребенку нужно пройти обследование на предмет опухолей и новообразований.

Только врач может дать точный ответ на вопрос, все ли в порядке с малышом. Попытки сделать выводы самостоятельно могут завести родителей в такие дебри, из которых очень сложно найти разумный и логичный выход.

Расшифровка результатов

Назначенная ребенку энцефалограмма головного мозга отражает активность различных типов: альфа, бета, тетра и дельта-ритмы. Они имеют уникальные характеристики и свидетельствуют о степени мозговой активности. Синхронизируются эти ритмы благодаря функционированию таламуса, который контролирует работу всех отделов ЦНС.


Чтобы не допустить ошибок при расшифровке записей электроэнцефалограммы, врач должен обратить внимание на все нюансы, которые могут повлиять на результаты исследования.

Наиболее важными критериями при оценке данных являются:

  • возраст малыша;
  • имеющиеся заболевания;
  • иные индивидуальные факторы.

После окончания процедуры специалист производит обработку информации, анализирует ее и формулирует заключение. Согласно результатам ЭЭГ, определяется тип и степень заболевания, выбираются оптимальные методы терапии.

Альфа-ритм: о чем он говорит?

Наибольшие значения амплитудного диапазона проявляются в состоянии покоя: пациента просят расположиться в затемненной комнате и закрыть глаза. В пробах с интеллектуальной или зрительной деятельностью амплитуда может частично блокироваться.

При абсолютном отсутствии альфа-ритмов можно предположить, что обследуемый страдает слабоумием. Если исследование проходил ребенок, то данное отклонение может отражать ЗПР. При отклонениях от нормы будут наблюдаться такие явления:

  • регистрация альфа-ритмов в лобной части;
  • различия данных между полушариями более 35%;
  • эпилептиформная активность;
  • фиксация дизритмии;
  • пароксизмальная активность с резким увеличением амплитуды колебаний;
  • амплитуда выходит за пределы диапазона 25-95 мкв;
  • отклонения синусоидальности волн.

О чем говорит бета-ритм?

Бета-ритм определяется в диапазоне 13-30 Гц, изменяется в моменты проявления активности обследуемого. У здорового человека регистрируется в лобной части левого и правого полушарий. Его амплитуда составляет 3-5 мкВ.


Присутствие в энцефалограмме пароксизмальных колебаний бета-ритма дает основание для диагностики сотрясения мозга. Если в записи отмечаются короткие колебания, можно предположить развитие воспалительного процесса, энцефалитного поражения.

При обследовании в раннем возрасте об отклонениях говорит частота 15-16 Гц и амплитуда в диапазоне 40-50 мкВ. Подобная картина сигнализирует о возможной ЗПР.

Дельта- и тета-ритмы

Дельта-волны – нечастое явление у детей. Обычно проявляются в фазе глубокого сна или в состоянии комы. Дельта-ритм можно наблюдать в части коры, которая находится на границе с новообразованием.

Тета-ритмы проявляются в диапазоне 4-8 Гц, их источником является гиппокамп. Регистрируются эти ритмы в период сна. Если проявляется пароксизмальная активность и амплитуда волн постоянно превышает 45 мкВ, то наблюдаются функциональные нарушения мозговой деятельности. При диффузных поражениях ЦНС активность тета-ритмов фиксируется во всех долях мозга. Если врач зафиксировал у ребенка высокие параметры дельта- и тета-волн в затылочной доле, то диагностируется ЗПР или серьезные нарушения кровообращения.

Источники

  • https://o-krohe.ru/analizy-rebenka/encefalogramma-golovnogo-mozga/
  • https://yarborok.ru/eeg-pri-autizme-chto-pokazyvaet-elektroencefalogramma-v.html
  • http://fb.ru/article/278196/kak-i-zachem-delayut-eeg-detyam
  • https://GolovaMozg.ru/diagnostika/elektroencefalogramma-rebenku.html
  • https://o-krohe.ru/analizy-rebenka/eeg-golovnogo-mozga/
  • https://diametod.ru/funkcionalnaya/rasshifrovka-eeg-detey
  • https://autizmy-net.ru/eeg-pri-autizme-tselesoobraznost/
  • https://www.deti34.ru/diagnostika/drugoe/eeg-golovnogo-mozga-chto-pokazyvaet-u-detej.html

Не Болей!